Здоровьесберегающие технологии
Пальчиковая гимнастика- это
комплекс упражнений для рук, направленный на развитие мелкой моторики,
координации движений, внимания и речи у детей.
Польза пальчиковой гимнастики:
Развитие мелкой моторики:
- Улучшает ловкость и точность движений пальцев.
- Укрепляет мышцы кистей и рук.
Стимуляция речевого развития:
- Движения пальцев активизируют речевые центры головного мозга.
- Улучшается артикуляция и словарный запас.
Формирование координации и внимания:
- Способствует развитию глазо-двигательной координации.
- Улучшает концентрацию и усидчивость.
Развитие творческих способностей:
- Упражнения сопровождаются рифмовками и стихами, что делает процесс увлекательным и помогает развивать воображение.
Подготовка руки к письму:
- Способствует правильному захвату предметов.
- Помогает в освоении навыков письма в будущем.
Примеры упражнений пальчиковой гимнастики:
- «Сорока-белобока» – поочерёдное загибание пальчиков с проговариванием стишков.
- «Замок» – сцепление пальцев обеих рук в замок и их вращение.
- «Капельки» – постукивание пальцами по столу, имитируя дождик.
- «Ежик» – сжимание и разжимание кулачков, имитируя колючки.
- «Бусы» – поочерёдное касание большим пальцем всех остальных пальцев на руке.
Гимнастика пробуждения после дневного сна с хождением по массажным дорожкам – это эффективный способ мягкого пробуждения ребёнка, сочетающий физическую активность с воздействием на рефлекторные зоны стоп. Хождение по массажным дорожкам способствует активизации кровообращения, стимулирует работу внутренних органов и улучшает общее самочувствие ребёнка.
Польза хождения по массажным дорожкам:
Активация организма после сна:
- Улучшает кровообращение и ускоряет обмен веществ.
- Повышает тонус и работоспособность.
Стимуляция рефлексогенных зон стоп:
- Благотворно влияет на работу внутренних органов.
- Улучшает координацию движений и баланс.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений:
- Способствует сенсорному развитию.
- Помогает в профилактике плоскостопия и укрепляет свод стопы.
Улучшение настроения:
- Процесс проходит в игровой форме, создавая положительный эмоциональный фон.
- Способствует формированию привычки к здоровому образу жизни.
Как проводить гимнастику с массажными дорожками:
Подготовка:
- Разместить массажные коврики разной текстуры (шипы, рельефные поверхности, гладкие зоны).
- Обеспечить комфортную температуру в помещении.
- Предложить ребёнку ходить босиком или в носочках.
Комплекс упражнений:
- "Прогулка по лесной тропинке" – спокойная ходьба вперёд-назад по дорожке.
- "Горячие камушки" – переминание с пятки на носок.
- "Гусеница" – ходьба боком, приставными шагами.
- "Зайчики" – прыжки на месте.
- "Цапелька" – ходьба на носочках.
Заключительный этап:
- Лёгкие упражнения на дыхание и растяжку.
- Поглаживания стоп для расслабления.
Гимнастика
пробуждения после дневного сна - это комплекс лёгких
упражнений, направленных на мягкое пробуждение ребёнка, активацию его организма
и улучшение настроения.
Примеры упражнений для гимнастики пробуждения:
- Потягивания: медленные и плавные движения рук и ног, потягивания в стороны.
- Глубокое дыхание: вдох через нос, выдох через рот, сопровождаемый лёгкими движениями рук.
- «Солнышко»: поднятие рук вверх и потягивание, имитируя утреннее солнце.
- Массаж ушек и ладошек: активизация точек для бодрствования.
- Лёгкие повороты головы и плеч: расслабление шейного отдела.
- Приседания и наклоны: мягкая нагрузка для активации организма.
Гимнастика пробуждения проводится в игровой форме, с использованием ритмичной музыки и позитивных мотивирующих фраз, что помогает детям быстрее включиться в активную деятельность.
Песочная терапия -
это эффективная технология, направленная на развитие эмоциональной, когнитивной
и сенсорной сфер ребёнка. Она помогает детям выражать свои эмоции, снижать
тревожность, развивать мелкую моторику и творческие способности посредством
взаимодействия с песком.
Работа с песком способствует:
Эмоциональному развитию:
- Позволяет детям безопасно выражать эмоции и справляться с тревогой, страхами и стрессом.
- Помогает прорабатывать сложные переживания и конфликты в игровой форме.
Когнитивному развитию:
- Способствует развитию воображения, внимания и концентрации.
- Улучшает логическое и образное мышление через моделирование ситуаций и историй.
Сенсорному развитию:
- Развивает тактильные ощущения и навыки мелкой моторики, что особенно важно для детей с задержками сенсорного развития.
- Помогает в формировании координации движений и восприятия пространственных понятий.
Социальным навыкам:
- Позволяет ребенку учиться взаимодействовать с окружающими, развивать коммуникативные навыки и эмпатию.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ
Залог усвоения ребенком программных требований в дошкольном учреждении – хорошо развитая его речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В наше время, существует большое количество инновационных приемов и технологий, которые превращают процесс обучения в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Про которую сегодня я хочу вам подробнее рассказать. Использование Су-Джок массажеров, во время коррекционной работы, позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Су-Джок массажеры, представляют собой специальные пластмассовые шарики, внутри которых находятся два кольца, сделанные из металлической проволоки, которые можно легко растягивать и свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх. Так как на ладони находится большое количесвто биологически активных точек, то эффективным их стимуляции является массаж шариком. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Пружинные кольца надеваются на палец ребенка и прокатываются по нему, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение.
Актуальность использования су-джок-терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что: ‒ ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; ‒ детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Разработано большое количество упражнений, которые выполняются с массажером Су-Джок: удержание на расправленной ладони каждой руки; на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот; сжимание и разжимание шарика в кулаке; надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки; прокатывание шарика между ладонями; перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.
Технология Су-Джок терапии проводится в три этапа.
Первый этап – этап знакомства с Су-Джок массажером и правилами его использования.
Второй этап – закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
И, последний этап – самостоятельное использование массажера в игре.
Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются и не требуют больших затрат).
- Доступность для любого возраста – они свободно продаются и не требуют больших затрат.
Правила применения
- Воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка.
- Массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла.
- Проводить такие занятия можно, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний.
- Нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение.
- Избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать кожу ребенка.
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод развития мелкой моторики и речи путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Комментарии
Отправить комментарий