Здоровьесберегающие технологии

                                           

Пальчиковая гимнастика- это комплекс упражнений для рук, направленный на развитие мелкой моторики, координации движений, внимания и речи у детей. 



Польза пальчиковой гимнастики:

  1. Развитие мелкой моторики:

    • Улучшает ловкость и точность движений пальцев.
    • Укрепляет мышцы кистей и рук.
  2. Стимуляция речевого развития:

    • Движения пальцев активизируют речевые центры головного мозга.
    • Улучшается артикуляция и словарный запас.
  3. Формирование координации и внимания:

    • Способствует развитию глазо-двигательной координации.
    • Улучшает концентрацию и усидчивость.
  4. Развитие творческих способностей:

    • Упражнения сопровождаются рифмовками и стихами, что делает процесс увлекательным и помогает развивать воображение.
  5. Подготовка руки к письму:

    • Способствует правильному захвату предметов.
    • Помогает в освоении навыков письма в будущем.

Примеры упражнений пальчиковой гимнастики:

  1. «Сорока-белобока» – поочерёдное загибание пальчиков с проговариванием стишков.
  2. «Замок» – сцепление пальцев обеих рук в замок и их вращение.
  3. «Капельки» – постукивание пальцами по столу, имитируя дождик.
  4. «Ежик» – сжимание и разжимание кулачков, имитируя колючки.
  5. «Бусы» – поочерёдное касание большим пальцем всех остальных пальцев на руке.



Гимнастика пробуждения после дневного сна с хождением по массажным дорожкам – это эффективный способ мягкого пробуждения ребёнка, сочетающий физическую активность с воздействием на рефлекторные зоны стоп. Хождение по массажным дорожкам способствует активизации кровообращения, стимулирует работу внутренних органов и улучшает общее самочувствие ребёнка.



Польза хождения по массажным дорожкам:

  1. Активация организма после сна:

    • Улучшает кровообращение и ускоряет обмен веществ.
    • Повышает тонус и работоспособность.
  2. Стимуляция рефлексогенных зон стоп:

    • Благотворно влияет на работу внутренних органов.
    • Улучшает координацию движений и баланс.
  3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений:

    • Способствует сенсорному развитию.
    • Помогает в профилактике плоскостопия и укрепляет свод стопы.
  4. Улучшение настроения:

    • Процесс проходит в игровой форме, создавая положительный эмоциональный фон.
    • Способствует формированию привычки к здоровому образу жизни.

Как проводить гимнастику с массажными дорожками:

  1. Подготовка:

    • Разместить массажные коврики разной текстуры (шипы, рельефные поверхности, гладкие зоны).
    • Обеспечить комфортную температуру в помещении.
    • Предложить ребёнку ходить босиком или в носочках.
  2. Комплекс упражнений:

    • "Прогулка по лесной тропинке" – спокойная ходьба вперёд-назад по дорожке.
    • "Горячие камушки" – переминание с пятки на носок.
    • "Гусеница" – ходьба боком, приставными шагами.
    • "Зайчики" – прыжки на месте.
    • "Цапелька" – ходьба на носочках.
  3. Заключительный этап:

    • Лёгкие упражнения на дыхание и растяжку.
    • Поглаживания стоп для расслабления.

Гимнастика пробуждения после дневного сна - это комплекс лёгких упражнений, направленных на мягкое пробуждение ребёнка, активацию его организма и улучшение настроения.

Примеры упражнений для гимнастики пробуждения:

  1. Потягивания: медленные и плавные движения рук и ног, потягивания в стороны.
  2. Глубокое дыхание: вдох через нос, выдох через рот, сопровождаемый лёгкими движениями рук.
  3. «Солнышко»: поднятие рук вверх и потягивание, имитируя утреннее солнце.
  4. Массаж ушек и ладошек: активизация точек для бодрствования.
  5. Лёгкие повороты головы и плеч: расслабление шейного отдела.
  6. Приседания и наклоны: мягкая нагрузка для активации организма.

Гимнастика пробуждения проводится в игровой форме, с использованием ритмичной музыки и позитивных мотивирующих фраз, что помогает детям быстрее включиться в активную деятельность.


Песочная терапия - это эффективная технология, направленная на развитие эмоциональной, когнитивной и сенсорной сфер ребёнка. Она помогает детям выражать свои эмоции, снижать тревожность, развивать мелкую моторику и творческие способности посредством взаимодействия с песком.



Работа с песком способствует:

  1. Эмоциональному развитию:

    • Позволяет детям безопасно выражать эмоции и справляться с тревогой, страхами и стрессом.
    • Помогает прорабатывать сложные переживания и конфликты в игровой форме.
  2. Когнитивному развитию:

    • Способствует развитию воображения, внимания и концентрации.
    • Улучшает логическое и образное мышление через моделирование ситуаций и историй.
  3. Сенсорному развитию:

    • Развивает тактильные ощущения и навыки мелкой моторики, что особенно важно для детей с задержками сенсорного развития.
    • Помогает в формировании координации движений и восприятия пространственных понятий.
  4. Социальным навыкам:

    • Позволяет ребенку учиться взаимодействовать с окружающими, развивать коммуникативные навыки и эмпатию.



  СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ

Залог усвоения ребенком программных требований в дошкольном учреждении – хорошо развитая его речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. 

В наше время, существует большое количество инновационных приемов и технологий, которые превращают процесс обучения в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Про которую сегодня я хочу вам подробнее рассказать. Использование Су-Джок массажеров, во время коррекционной работы, позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Су-Джок массажеры, представляют собой специальные пластмассовые шарики, внутри которых находятся два кольца, сделанные из металлической проволоки, которые можно легко растягивать и свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх. Так как на ладони находится большое количесвто биологически активных точек, то эффективным  их стимуляции является массаж шариком. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Пружинные кольца надеваются на палец ребенка и прокатываются по нему, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. 

 Актуальность использования су-джок-терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что: ‒ ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; ‒ детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Разработано большое количество упражнений, которые выполняются с массажером Су-Джок: удержание на расправленной ладони каждой руки; на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот; сжимание и разжимание шарика в кулаке; надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки; прокатывание шарика между ладонями; перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

Технология Су-Джок терапии проводится в три этапа. 

Первый этап – этап знакомства с Су-Джок массажером и правилами его использования.

Второй этап – закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

И, последний этап – самостоятельное использование массажера в игре.

Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий. 

 


Достоинствами Су-Джок терапии являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  3. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  4. Простота применения – для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются и не требуют больших затрат).
  5. Доступность для любого возраста – они свободно продаются и не требуют больших затрат.

 


Правила применения

  1. Воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка.
  2. Массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла.
  3. Проводить такие занятия можно, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний.
  4. Нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение.
  5. Избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать кожу ребенка.

Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод развития мелкой моторики и речи путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.  

Комментарии